14:02 Введение. Общие сведения о эксплуатационных материалах | ||||
ЗАНЯТИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ Надёжная работа мелиоративной, строительной и дорожной (сельскохозяйственной) техники, расходы на их эксплуатацию существенно зависят от качества применяемого топлива, масел, смазочных материалов и специальных жидкостей. Выбор топлива и смазочных материалов осложняются тем, что в настоящее время одновременно действуют несколько систем их обозначений. Помимо отечественных стандартов в республике широко используются российская, европейская и американская системы обозначений. При эксплуатации любой из видов техники, должны применяться эксплуатационные материалы, отвечающие требованиям действующих нормативных документов и предназначенные для соответствующих типов и моделей техники с учётом времени года и климатических условий. Во всех отраслях народного хозяйства применяются нефтепродукты. Нефть является наиболее распространённым источником энергии. В Республике Беларусь добывается ежегодно около 2 млн. т нефти, что составляет примерно 10% необходимого количества энергоресурсов. Нефть ― маслянистая густая жидкость коричневого, чёрного или зеленовато-бурого цвета с характерным, в отдельных случаях неприятным резким запахом. Различают следующие нефти:
Очень важным показателем является теплота сгорания нефти.
Нефть состоит из следующих элементов (% по массе): углерод (С) – 83-87%, кислород (О) – 0.1-1,3%, водород (Н) – 11-14%, азот (N) – 0,03-1,7%, сера (S) – 0,01-5,5%. Присутствуют в ней и другие элементы, но в незначительных количествах. Нефть до поступления на перегонную установку очищают от газа и лёгких фракций бензина, воды, солей основной массы сернистых соединений и нафтеновых кислот. Дисциплина «Эксплуатационные материалы» рассматривает широкий круг вопросов, связанных с использованием различных автомобильно-технических материалов. Использование современной техники (машин) любого назначения невозможно без использования специальных жидкостей, к которым относятся:
Трудности в решении проблемы рационального расходования топлив и масел в ДВС связаны со сложностью протекающих в них процессов. В связи с этим появилось новое направление в науке ― направление было названо химмотологией.
Раздел I. ХИММОТОЛОГИЯ ТОПЛИВА Общие сведения о нефти и способах её переработки Химмотология ― производное от слов «химия» + «мотор» + «логия» (наука) – наука об эксплуатационных свойствах, качестве и рациональном применении в технике топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей. Конструкторским документом, регламентирующим номенклатуру, сроки эксплуатации до замены и возможные заменители топлив и смазочных материалов в узлах и агрегатах определённой машины, является химмотологическая карта. Применение более качественных и, как правило, более дорогих эксплуатационных материалов повышает затраты на эксплуатацию, но даёт возможность увеличить периодичность их замены. Чем хуже эксплуатационные свойства используемых материалов, тем больше периодичность их замены необходимо сокращать. Самый простой способ перегонки нефти в бензин, керосин и другие продукты сводится к отделению лёгких углеводородов от тяжёлых и называется ― прямой перегон. Прямая перегонка при атмосферном давлении даёт возможность получить из нефти следующие дистилляты: лёгкий бензиновый (30-90оС), бензиновый (40-200 оС), лигроиновый (100-230 оС), керосиновый (140-300 оС), газойлевый (230-350 оС). Эти дистилляты являются сырьём для производства товарных бензинов, реактивного и дизельного топлива. При вакуумной перегонке получают соляровый, веретённый, машинный и цилиндровый дистилляты.
Соляровый и веретённый используют для изготовления маловязких масел типа приборного, трансформаторного, веретённого и др. Из машинного дистиллята (среднего) получают индустриальные, моторные, турбинные и другие масла. Цилиндровый дистиллят ― (тяжёлый) применяют для производства вязких моторных масел, трансмиссионных масел, масел для компрессоров и другие. Процесс перегонки осуществляют на установках непрерывного действия (рисунок). После вакуумной перегонки мазута, оставшийся гудрон используют для дорожных покрытий или для изготовления высоковязких трансмиссионных масел.
Контрольные вопросы
| ||||
|
Всего комментариев: 0 | |