14:54 Общие свойства топлива, их влияние на работу машин | ||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 2 Общие свойства топлива, их влияние на работу машин
Органическое топливо пока является основным источником механической энергии. Не каждое вещество, которое способно гореть, можно использовать в качестве топлива. Топливо ― это горючее вещество, специально сжигаемое для получения теплоты.
Требования, которым должно отвечать топливо:
Этим требованиям отвечают вещества органического происхождения: нефть, газ, ископаемый уголь, дрова, горючие сланцы, торф и т.д.
Схема "Виды источников энергии" Общая классификация топлива
2.Состав топлива. Горение топлива и коэффициент избытка воздуха
Рисунок 1 - Схема "Состав топлива" Горючая часть представляет собой совокупность различных органических соединений, в которые входит: углерод, водород, кислород, азот и сера. Негорючая часть (балласт) состоит из минеральных примесей. Понятие топлива возникло из способности некоторых веществ гореть, выделяя при этом тепло. Поскольку горение является химической реакцией окисления, то в этом случае топливо состоит из горючего (например, дерева в виде дров или бензина) и окислителя, которым часто служит кислород. Процесс сгорания может протекать, как при недостатке, так и при избытке воздуха. От этого в большей мере зависит теплота сгорания топлив и состав отработавших газов (токсичность).
Рисунок 2 - Такты работы ДВС. А - впуск, В - сжатие, С - рабочий ход, D - выпуск. В бензиновом двигателе рабочая смесь сжимается во время такта сжатия (рисунок 4 В), перед приходом поршня в ВМТ поджигается электрической искрой, проскакивающей между электродами свечи зажигания, и почти сгорает до прихода поршня в ВМТ. На процесс сгорания в значительной степени влияет соотношения воздуха и топлива. Для полного сгорания 1 кг бензина теоретически необходимо 14,8 кг воздуха, а для 1 кг дизельного топлива ― 14,4 кг. На наиболее распространенных инжекторных двигателях оптимальной считается стехиометрическая смесь: экономичность и мощность двигателя – на приемлемом уровне, вреда для экологии минимум. Стехиометрический состав горючей смеси — состав смеси, в которой окислителя ровно столько, сколько необходимо для полного окисления горючего. Для ДВС с искровым зажиганием, стехиометрическим считается соотношение равное 14,7 : 1 (воздух : топливо, г). Для пропана это соотношение равно 15,6 : 1. Коэффициент избытка окислителя (α) для горючей стехиометрической смеси равен 1. Отношение массы действительно расходуемого воздуха (L) к массе воздуха, теоретически необходимого (LО) для полного сгорания топлива, называют коэффициент избытка воздуха (α). При α < 1 ― смесь богатая (обогащённая), при α > 1 ― смесь бедная (обеднённая), а при α = 1 ― смесь нормального состава. Автомобильные бензиновые ДВС работают при номинальной мощности с коэффициентом избытка воздуха α = 0,80…1,20; дизельные ДВС ― при α = 1,20…1,65. Горение бензина также возможно при α = 0,50…1,40.
3. Теплота сгорания топлива
Количество теплоты, выделяемое при сгорании единицы топлива, называется теплотворной способностью топлива или теплотой сгорания (Дж/кг или Дж/м3). Этот показатель оценивает энергетические возможности топлива и является одним из основных. Ранее, в старых системах, теплоту сгорания определяли в калориях, поэтому приборы, для определения теплоты сгорания называют калориметрами. Рисунок 3 - Схема "Виды теплоты сгорания топлива" Высшую ― получают в том случае, если вода, полученная при сгорании находится в капельно-жидком состоянии, после чего капельки воды удаляются вместе с отработавшими газами. Низшую ― получают в том случае, если при сгорании вода успевает переходить из капельно-жидкого состояния в парообразное, после чего пары воды удаляются вместе с отработавшими газами. Для ДВС характерна низшая теплота сгорания. Низшую теплоту сгорания в лабораторных условиях определяют с помощью специальных формул (расчётным путём
4. Температура вспышки и самовоспламенения. Понятие о средней пробе топлива
Температура вспышки ― температура, при которой нагреваемое топливо на воздухе воспламеняется при соприкосновении с открытым огнём. Температура самовоспламенения ― температура, при которой топливо воспламеняется без постороннего источника огня. Средней пробой топлива называют небольшое количество взятого для исследования топлива, которое по своему составу и свойствам отражает средний состав и свойства всей данной партии. Среднюю пробу жидкого топлива берут специальным пробоотборщиком при его приеме, отпуске, хранении из резервуаров, бочки, топливного бака и т.д. На примере горизонтального резервуара: Среднюю пробу составляют из индивидуальных проб, взятых с трёх уровней: верхнего (200 мм от поверхности), среднего и нижнего (250-300 мм ото дна). Пробы смешивают и отбирают среднюю. Уровень воды определяют, опуская в резервуар измерительную линейку, нижняя часть которой покрыта водо-чувствительной пастой. По высоте пасты судят об уровне воды.
Контрольные вопросы
| ||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |